Мы вконтакте:

+7 917 617-33-32

Ульяновский клуб айкидо:

Ульяновский клуб айкидо

Об айкидо

Онисабуро Дэгути

Онисабуро Дэгути

1871-1948

Основатель религиозного направления Омото-кё

Морихэй Уэсиба

Морихэй Уэсиба

1883-1969

Создатель Айкидо

Сокаку Такэда

Сокаку Такэда

1859-1943

Руководитель школы Дайто-рю Айкидзюцу

История создания айкидо

Основатель Айкидо О-Сэнсэй Морихей Уесиба родился 14 декабря 1883 года (по данным сына основателя, Киссомару Уесиба - в ноябре 1883 года) в городе Танабэ в префектуре Вакаяма, тогда - провинция Кии, на острове Хонсю в семье самурая, родословная которой прослеживается до XVII века. Воспитание мальчика проходило в традициях Дзэн-буддизма и согласно требованиям кодекса Бусидо с обязательным изучением бу-дзюцу (воинских искусств).

В возрасте семи лет Уесиба брал уроки у Мицудзе Фудзимото, священника из храма Дзидзодзи буддистской секты сингон, позже - в десятилетнем возрасте он изучал Дзэн-буддизм в храме Хомандзи в городе Акицу.

Подростком Уесиба выглядел тщедушным из-за небольшого роста и худобы. Кроме того, в юности Уесиба пережил шок, когда его отца, члена городского совета, терроризировали местные бандиты. Именно это, по словам сына Морихея Киссомару Уесиба, послужило сильным стимулом для более глубокого изучения воинских искусств в их семье. В 1901 году Уесиба прибыл в Токио в надежде стать коммерсантом и работал на оптовом рынке. В результате напряженной работы, у него стало болеть сердце и Уесиба вернулся домой. В этот период Уесиба специализировался на вопросах рыболовства и земледелия, и достиг в этих областях определенных высот.

В 1903 году Уесиба поступил добровольцем в японскую армию и служил в 61-м полку (так называемый "Вакаямский полк"). Тогда Уесиба принял участие в русско-японской войне, по окончании которой в 1905 году вернулся из Маньчжурии и был переведен Хамадеру.

После армии Уесиба, несмотря на предложения продолжить воинскую службу и поступить в военную академию, вернулся в Танабу и занялся делами своего района, собрав вокруг себя активных городских общественных деятелей. В этот период в Танабу приезжал Киети Такаги (третий Дан дзю-до) и Уесиба организовал группу в клубе молодежи, попросив мастера тренировать их. Тогда Уесиба усердно занимался дзю-до.

В 1910 году Уесиба последовал призыву японского правительства и отправился на освоение незаселенных земель на острове Хоккайдо во главе группы переселенцев. По некоторым данным, там Уесиба стал авторитетным лидером и приобрел значительное влияние среди поселенцев, благодаря своему труду и самоотверженности. Уесиба был помощником мэра Камиюбецу и входил в совет этой деревни. Позже он организовал ассоциацию, которая инициировала постройку железнодорожной линии Секихоку. В результате, Уесиба даже получил титул "короля Сиратаки" (уезд Момбецу, провинция Китами).

В 1911 году на Хоккайдо Уесиба встретился с Сокаку Такэда, своим будущим учителем Дайто-рю-дзю-дзюцу. Однако их занятия начались только в 1915 году. Уже в 1916 году Уесиба завершил учение, получив диплом мастера. Всего Уесиба учился у Сокаку Такэда около ста дней, остальное время он занимался самостоятельно. В результате обучения, у Уесибы не осталось денег, которые он скопил к этому времени. В 1919 году Уесиба посетил своего умирающего отца (он так и не успел застать отца живым) и встретился с Онисабуро Дэгути - своим будущим духовным наставником и основателем религиозного направления Омото-кё.

В 1919 году Уесиба даже переехал в Аябэ - центр Омото-кё (недалеко от Киото).

Весной 1924 года Уесиба, вместе с Онисабуро Дэгути, предпринял миссионерское путешествие в Маньчжурию, а затем - в Монголию, попав в 1925 году в многомесячное заключение, из которого их выручил японский отряд.

Именно в 1925 году Уесибу посетило озарение - сатори, которое открыло ему, что любое боевое искусство может быть лишь тогда подлинно ценным и непобедимым, когда оно проникнуто духом оберегающей любви и ответственности перед всеми живыми существами: "Весной 1925 года, прогуливаясь по саду в одиночестве, я вдруг почувствовал, что вся Вселенная задрожала. Какой-то золотой туман поднялся от земли, окутал меня и превратил мое тело в золотое. И сразу же мои ум и тело стали легкими. Я начал понимать щебет птиц и понял Бога, Творца этой прекрасной Вселенной. В тот момент я получил Просветление и понял: источник будо - это божественная Любовь, защищающая все живое. Слезы радости сплошным потоком текли по моим щекам. С тех пор я чувствую, что вся Земля - мой дом, луна и звезды - мое личное достояние. Я освободился от всех желаний - не только от желания положения, славы и богатства, но и от желания быть сильным. Я понял: будо заключается не в том, чтобы силой мышц свалить противника с ног, и не в том, чтобы силой оружия разрушить весь мир. Истинное будо - в том, чтобы принять дух Вселенной, хранить мир во всем мире, правильно созидать, защищать и взращивать все сущее в Природе. Я понял: тренироваться в будо - значит принимать любовь Бога, которая должным образом производит, защищает и взращивает все вещи в Природе, и впитывать, и использовать эту любовь своим сознанием и телом".

С этого момента Уесиба начал преподавать Айкидо, в основу которого положил вышеизложенные принципы.

В начале 1927 года Уесиба с семьей переехал в Токио, а в 1928 году его пригласили учителем в Академию военно-морского флота.

К 1931 году было построено собственное додзе Уесибы "Кобукан", в котором занималась так называемая "группа айки-будо" (1933-1955 годы). В 1932 году Уесиба стал президентом Ассоциации развития Будо (Будо Сэнъекай).

26 апреля 1969 года в Токио Морихей Уесиба умер, окруженный своими учениками, до самой своей смерти оставшись непобедимым.

В истории возникновения Айкидо есть несколько этапов, из которых мы выделим три.

Первый этап охватывает историю Айкидзюцу кланов Минамото и Такэда (1186-1925), изначально называвшееся Дайто-рю, и развившееся в Айкидзюцу с помощью кен-дзюцу.

По легенде, история Дайто-рю-дзю-дзюцу уходит своими корнями в IX век и связана с именем шестого принца императора Сейвы Сададзуми. Возникновение и развитие Айкидзюцу датируют обычно эпохой Камакура (1186-1333 годы). Создателем этого воинского искусства, согласно летописям, является Минамото Йошимитсу. 

Семья Минамото была одной из самых могущественный и богатых семей средневековой Японии. Внутри этой семьи культивировался свой собственный стиль, который и лег в основу айкидзюцу.

Позже Айкидзюцу стало достонием также и рода Такэда, претерпев некоторые изменения. Такэда обучали Айкидзюцу не только членов семей Минамото и Такэда, но набирали также "посторонних" учеников, открывая им некоторые не самые важные секреты искусства.

Из рук Сокаку Такэда, одного из представителей этой семьи, возглавлявшего школу Дайто-рю, получил знания об Айкидзюцу будущий основатель Айкидо Морихей Уесиба. Уесиба, как уже упоминалось, занимался у Сокаку Такэда всего год. Интересно, что вместе с ним у Сокаку обучался кореец, позднее основавший "хапкидо" - корейскую разновидность Айкидзюцу.

Второй этап развития Айкидо - это синтез собственно Айкидо О`Сэнсэея Морихея Уесибы, который проходил в 1925-1969 годах. 

Первым учителем Уесибы, тогда еще юноши, был Токусабуро Тодзава, мастер школы дзю-дзюцу кито-рю.

В "армейский период" Уесибы его учителем был Масакацу Накаи (дзю-дзюцу гото-ха ягю-рю), техника школы которого стала основной при работе рук и ног в Айкидо Уесибы (тогда ему было около двадцати лет). Накаи был потомком семьи Ягю, члены которой известны в Японии в области искусства обращения с мечом. В июле 1908 года Уесиба получил диплом школы "ягю-рю".

После Накаи О`Сенсей, как уже упоминалось, обучался у Сокаку Такэда (дайто-рю дзю-дзюцу).

В 1924-1925 годах Уесиба углубленно изучал искусство обращения с копьем.

Именно в этот период (1919-1926) на мировоззрение Уесибы оказало влияние религиозная синтоистская школа Омото-кё Онисабуро Дегути, который говорил, что "мир и гармония в этом мире могут быть достигнуты только любовью, терпимостью и добром".

Сам Уесиба начал преподавать с 1922 года, в 1931 году была достроена первая школа Айкидо - додзе "Кобукан", которое в 1945 году стало именоваться "Айкикай".

"Айкикай" - "Общество айки" было официально признано в 1948 году и получило название "Дзайдан Ходзин Айкикай". На территории центрального додзе был построен Храм Айки ("Айки Дзиндзя"), синтоистский центр духовности Айкидо. С 1948 года Уесиба сделал приемы Айкидо общедоступными.